Вторник, 20.10.2020, 11:29
Приветствую Вас Гость | RSS
Абитуриентам и обучающимся
Служба трудоустройства
Форма входа

Главная » Психология

Экзамен в учебном процессе — это маленький этап жизни взрослеющего человека. Как «взять себя в руки» и побороть волнение и напряжение? Как успеть за короткое время — как правило, один-три дня — разместить в голове информацию целого учебника или не тонкой тетради с конспектами? Спать некогда! Еду...организм не принимает! Гулять? Да ни в коем случае! В сутках всего 24 часа, Жизнь закончена!!! — Паника в самом разгаре.

 Давайте начнём сначала! В сутках целых 24 часа, а впереди несколько  дней

  • и первое, что надо понять - всё возможно, если подойти к процессу с головой.
    1. «Сон — это лучшее лекарство для выздоровления» — первое правило врачевателей ещё с давних времён, а ведь напряжение и волнение во время сессии сродни лёгкой простуде.
    2. Хорошая, вкусная еда добавит положительных эмоций и сил организму.
    3. Короткая прогулка позволит взбодриться и прибавит сил для следующего занятия.

Распределите время суток с учётом необходимого сна, приёма пищи и прогулки и можно начинать подготовку к экзамену.

Теперь настала пора учебников, конспектов и компьютера! Соберите всё, что у вас есть по данной дисциплине, сверьте наличие материалов с вопросами и начинайте готовиться. Но как это всё запомнить? В этом и состоит главный вопрос:

 

- Существует немало способов для запоминания: с помощью ассоциаций,

схем, планов... Какой из методов самый эффективный?

 

Все перечисленные методы хороши и они действительно работают. Как правило, человек, в процессе обучения, используя разные методы запоминания, находит

«свои», те, которые будут наиболее эффективны для него. Немалую роль в предпочтении тех или иных методов запоминания играет ведущая модальность человека и доминирующее полушарие мозга. Поэтому здесь нельзя однозначно сказать, какой метод наиболее эффективен. Для каждого он будет своим.

 

  • Есть ли разница между повторением знаний про себя  и вслух?

Повторение материала «про себя» неэффективно. Кажется, что помнишь, знаешь, а начинаешь отвечать, и ответ получается скомканным, отрывочным. Лучше составить план, схему ответа, и обязательно на бумаге, а не в уме.

 

Перед устным экзаменом можно проверять свою готовность, рассказывая ответ вслух перед зеркалом. Тогда включается особый вид памяти — речедвигательная память, и на экзамене этот материал легко вспомнится.

 

  • Как развивать свою эмоциональную устойчивость?

Для тренировки эмоциональной устойчивости очень полезным и эффективным будет упражнение «Полчаса, которые принадлежат только мне».

Суть данного упражнения в том, чтобы подарить себе хотя бы полчаса после занятий, для того, чтобы отключиться и передохнуть перед следующим этапом работы. Проведите эти полчаса по своему желанию: погуляйте, почитайте, послушайте музыку, поиграйте с любимым животным, подойдите к окну и посмотрите на небо, деревья, на идущих по улице людей, попробуйте вообразить, о чем они думают, расслабьтесь и посидите с закрытыми глазами или, наоборот, заполните паузу активными движениями: потанцуйте под ритмичную музыку. Главное, чтобы эти полчаса вы провели исключительно по собственному желанию и чтобы они принесли вам удовлетворение и радость.

 

Также развитию эмоциональной устойчивости способствуют методы саморегуляции, целенаправленно созданные человеком для управления самим собой. Можно выделить четыре способа саморегуляции: релаксация (расслабление), концентрация, визуализация и самовнушение.

 

Основной способ саморегуляции — самовнушение. Оно должно быть позитивным, жизнеутверждающим, конструктивным (нельзя внушать себе негативное); должно быть обличено в простые, четкие и типичные фразы в утвердительной форме без частицы ‘не’ (я хочу, я могу и т. п.) и предполагает многократное повторение.

  • Многие преподаватели считают, что нет смысла много учить за день до экзамена. Согласны ли Вы с этим?

Да. За день-два до экзамена необходимо выбрать щадящий режим: побольше отдыхать,                   предпочесть   активному   отдыху   спокойный,   избегать   сильных физических и умственных нагрузок, предпочтительны неспешные прогулки. В ночь перед экзаменом очень важно выспаться. Многие совершают ошибку: всю ночь перед экзаменом проводят за книгами, эффект такого поступка обратный вместо того, чтобы систематизировать знания и осуществить прекрасный ответ на экзамене, мозг переутомляется, появляется эффект «тяжёлой головы» и человеку зачастую начинает казаться, что он «ничего не помнит». Поэтому не стоит напрягаться, а лучше лечь пораньше и проснуться со свежей головой и хорошими ыслями.

 

Все необходимые приготовления для экзаменационного дня стоит провести не утром в день экзамена, а накануне: подготовить одежду, сложить необходимые документы, письменные принадлежности (в том числе и запасные) — это поможет не беспокоиться по мелочам.

 

  • Некоторые люди в ночь перед экзаменом спят с учебником под головой — считается, что так все знания «переползут» в голову. Или кричат в форточку: «Халява, приди!» Как воздействует такие приемы на человека?

Все эти так называемые «обряды», а точнее, приемы, не что иное, как способ конструктивной, положительной психологической настройки на экзамен и убеждение себя (то есть самовнушение) в том, что все будет хорошо. Поэтому будет полезно вспомнить все, что ассоциируется с успешно сданными экзаменами, чтобы потом закрепить «хорошие приметы» в качестве своих собственных «ритуалов», которые станут сопровождать его на протяжении всех последующих испытаний.

  • Как не волноваться в день экзамена?

Справиться с волнением в день экзамена практически невозможно, особенно, если этот экзамен первый в жизни или решает дальнейшую судьбу сдающего. Тем не менее, можно несколько снизить уровень стресса и обеспечить себе успех.

Не стоит в этот день принимать успокоительные препараты, так как они могут вызвать сонливость или расфокусировать внимание. Вместо этого лучше позавтракать. Завтрак должен быть достаточно плотным, но не обильным (обильная еда вызывает желание поспать).

  • Считается, что шоколад  помогает запоминать. Это правда?

Да. Шоколад активизирует мыслительные процессы. За завтраком можно съесть несколько кусочков шоколада.

Для того чтобы справиться с физическим напряжением, нужно сделать зарядку или физическую разминку перед завтраком.

Идти на экзамен рекомендуется в привычной одежде, которая на подсознательном уровне обеспечит комфорт и чувство защищённости.

 

Также желательно хотя бы за несколько дней до экзамена освоить специальные дыхательные упражнения, которые позволят достаточно быстро снять излишнее

 

нервно-мышечное напряжение и оптимизировать функциональное состояние. Самый быстрый и наиболее эффективный способ преодоления ощущения стресса и паники — это закрыть глаза и сделать несколько медленных, глубоких вздохов. Такое дыхание успокоит нервную систему. Одновременно можно проговорить про себя «Я спокоен и расслаблен» или «Я знаю, что смогу это сделать, и сделаю это хорошо!»

Чтобы справиться с волнением, также можно выполнить дыхательное упражнение: медленно сделайте вдох, считая до 4, потом задержите дыхание, досчитав также до 4, и выдохните, вновь считая до 4. Из-за того, что мы дышим медленно, сердце начинает биться медленнее, и количество адреналина в крови уменьшается.

 

- Как правильно вести себя на экзамене?

 

Во время экзамена желательно не думать ни о чем, кроме самого экзамена. Мысли о том, что случится, если Вы неудачно пройдёте испытание или мечты о том, как прекрасна будет жизнь после его успешной сдачи лучше оставить за порогом учебного заведения.

 

Необходимо сосредоточиться на предстоящем событии. Получив задание, не нужно стремиться мгновенно начинать писать ответ на вопрос. Как правило, время, которое предлагается для выполнения задания, рассчитано на то, что человек должен предварительно подумать. Лучше спокойно вспомнить всё, что Вы читали или делали по данной теме и затем приступить к выполнению задания.

 

На устном экзамене необходимо сначала составить схему ответа.

 

Даже если есть полная уверенность в своём ответе, не стоит раньше всех сдавать работу или идти отвечать лучше еще раз всё обдумайте и перечитать написанное и только после этого сдавать работу или отвечать.

Полезные приемы и секреты, которые помогут подготовиться к экзаменам:

 

  • Используйте знания психологии о влиянии цвета на человека. В процессе подготовки к экзаменам желательно окружать себя предметами желтого и фиолетового цвета. Желтый цвет способствует запоминанию, а фиолетовый стимулирует интеллектуальные способности и умственную активность.
  • Еще один прием, который можно использовать перед экзаменом: необходимо помассировать область затылка. В результате стимулируется большое количество расположенных там активных точек. Такой простой прием помогает существенно повысить сообразительность.
    • Смехом тоже можно «ударить» по стрессу. Малазийские ученые установили, что смех не только продлевает жизнь, но и снимает стресс, улучшает аппетит и работоспособность, нормализует сон. На протяжении девяти дней 30 учащихся проходили курс смехотерапии перед экзаменами. Эти занятия включали в себя обучение особым дыхательным приемам, имитирующим смех человека. Во время тренинга добровольцы смеялись по несколько часов в день. В итоге сдали экзамены все без проблем. И совсем не нервничали. По словам учащихся, физически они ощущали себя гораздо лучше, чем обычно. Смех – это также отличное средство борьбы со страхом. Так что никогда не забывайте про чувство юмора — пусть оно не покидает Вас и во время экзамена.

Рекомендации по заучиванию материала

 

  • Главное - распределение повторений во времени.
  • Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.
  • Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову.
  • При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.
  • Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.
  • Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.

 

Категория: Психология | Просмотров: 50 | Добавил: Смирнов | Дата: 05.06.2020

31 мая во всех странах мира, в том числе и в России, проходит День без табака.
Эта дата важна для всех тех, кто борется с курением и хочет бросить пагубную привычку, и тем, кто ведет осознанный здоровый образ жизни.
Главная цель – просветить, помочь отказаться от вредной привычки.История праздника началась в 1988 г. В Соединенных Штатах Америки специалисты-онкологи, наблюдая сильный рост смертности от рака легких, стали предлагать заядлым курильщикам хотя бы на один день убрать пагубную привычку из своей жизни. По их предположениям, это послужило бы первым шажком в войне с курением. Идея стала распространяться стремительно в средствах массовой информации.
Замысел получил положительный исход. Поэтому в 1988 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) решила обозначить 31 мая днем без табака. Теперь во всем мире отмечают этот праздник. ВОЗ активно призывает уменьшить потребление табачных изделий.

Материал подготовлен педагогом-психологом Кожевяткиной И.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Психология | Просмотров: 58 | Добавил: Смирнов | Дата: 27.05.2020

Проблема вреда не курительной и никотиносодержащей продукции для здоровья является актуальной. Но не всегда разговор именно о «вреде» будет значимым для детей и подростков. Слово «вред» может вызвать реакцию сопротивления, негатива и привести к тому, что любая информация в дальнейшем будет восприниматься отрицательно. Это связано с особенностями подросткового возраста. Когда любой взрослый (родитель, учитель) не является авторитетом для подростков, а сверстники и их информация и отношение к данной проблеме являются наиболее значимыми. Поэтому, любые стратегии запугивания, разговоры о вреде курения вызовут скорее обратный эффект и не принесут желаемого результата. В этом вопросе важно мнение не дилетанта, а специалиста (эксперта) в этой области. Разговор с подростками «о вреде курения» должен звучать из уст врача-нарколога.

Очень важно, как родители будут доносить информацию об этом своим детям и подросткам. Как будут разъяснять вред этого вещества, последствия употребления. Это важно, чтобы не вызвать обратный эффект и реакцию агрессии на информацию, полученную от родителей.

Если Вы узнали, что ваш ребенок употребляет СНЮСЫ, то должны правильно отреагировать на эту ситуацию:

  • Во-первых, не кричать, не ругаться и не унижать.
  • Во-вторых, не пытаться говорить о вреде для здоровья - для подростков это не значимо и не является главной ценностью.
  • В третьих, не стоит говорить, что вы беспокоитесь о его здоровье, на это  он может ответить, что  не нуждается в Вашей заботе. Стратегии запугивания или просвещения о том, как действуют  данные вещества,  не работают.

Что предпочтительнее?

  • Лучше сказать о том, что чувствуете Вы, и что будет с Вами, если с ним что-нибудь случится.
  • Когда Вы говорите о своих чувствах ребёнку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нём, не о его поведении.

 

  • Подумайте и посмотрите, что Вы можете изменить в окружающей обстановке. Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребёнка.

К причинам употребления никотиносодержащей продукции подростками можно отнести: желание самоутвердиться и быть принятым в среде значимых сверстников (в школе или на улице); неудачи в учебном заведении, неумение рационально использовать свободное время; проблемы в детско-родительских отношениях.

Мы предлагаем ознакомиться с упражнением «За» и «против» (К. Фопель) Данное упражнение поможет подросткам освоить технику решения проблем.

Сравнивая и противопоставляя различные мнения по этим вопросам, легче выяснить, какие ценности являются истинными, а какие ложными.

Возраст: с 14 лет

Материалы: бумага и карандаш Инструкция:

«Есть множество ситуаций, когда люди должны принять одно решение из двух возможных, например, бросать курить или нет?

Я хочу показать вам прием, который вы сможете использовать, когда придется выбирать одно из двух. Изучив преимущества и недостатки каждого из путей, вы сможете выбрать оптимальный вариант, принимая во внимание все аргументы. Это называется техникой принятия решений.

Напишите на большом листе бумаги заголовок «Хочу ли я бросить курить». Затем разделите лист пополам вертикальной линией, с левой стороны напишите «За отказ от курения, а с правой – «Против отказа от курения». Приведите все возможные доводы в обеих половинках листа. Например, слева можно написать: здоровье, родители, денежные расходы, притуплении е вкусовых ощущений, конфликты с некурящими и т.п. В правой графе можно привести такие аргументы: возможность «влиться» в компанию, символ взрослой жизни, средство для снижения аппетита и т.п.

Теперь выберите проблему, которая требует от вас принятия одного решения из двух возможных. Эта проблема должна быть важной для вас. Запишите в своей таблице аргументы «за» и «против» Сопоставьте написанное в обоих столбцах.

Проранжируйте приведенные в каждом столбце аргументы в иерархическом порядке, поставив №1 рядом с самым важным для вас аргументом.

 

Теперь противопоставьте друг другу пять самых важных аргументов «за» и

«против» и сделайте еще некоторые замечания.

Запишите в нескольких предложениях, к какой точке зрения вы склоняетесь в данный момент. Скажите, что играет решающую роль.

Легко ли было составить иерархию аргументов? В чем были трудности? Подведение итогов

    • Понравилось ли мне это упражнение?
    • Научился ли я чему – то новому?
    • При решении, каких проблем пригодится эта техника?
    • Как мы решаем подобные проблемы в семье?

Такое упражнение может провести каждый родитель со своим ребенком.

Лучшими профилактическими приемами профилактики табакокурения и зависимостей у ребенка и подростка являются нижеприведенные.

      1. Безусловно принимать ребенка.
      2. Активно слушать его переживания и потребности.
      3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.
      4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
      5. Помогать, когда просит.
      6. Поддерживать успехи.
      7. Делиться своими чувствами (значит доверять).
      8. Конструктивно разрешать конфликты.
      9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: Мне хорошо с тобой.

Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришёл. Мне нравится, как ты… Я по тебе соскучилась.

Давай (посидим, поделаем…) вместе. Ты, конечно, справишься.

Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший.

      1. Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.

При   этом   необходимо помнить  что     правила (ограничения, требования, запреты)  обязательно  должны  быть  в  жизни  каждого  ребёнка.                          Таких правил

 

(ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими и обоснованными. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка. Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него был успех

– в делах, в учёбе, на работе; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.

Положительное отношение к себе – это основа психологического выживания, и ребёнок постоянно ищет и даже борется за него.

Чтобы не допускать глубокого разлада ребёнка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности.

Взрослым следует при ситуации, зависимости ответить на вопросы данной анкеты, и понять, что часто причины лежат семейных отношениях.

  1. Как бы Вы могли охарактеризовать психологический климат в Вашей

семье?

  1. Как Вы думаете, с чем связана сложившаяся ситуация?
  2. Что,    на   ваш   взгляд,    удалось    сформировать   положительного   или

отрицательного в личностных качествах ребенка?

  1. Какие требования Вы предъявляете своему ребенку?
  2. Как Вы думаете, как оценивает ребенок ситуацию, складывающуюся в семье, как относится к ней?
  3. Охарактеризуйте его стиль общения? Испытывает ли он трудности в общении?
  4. Какие трудности Вы испытываете в общении с ребенком? А как Вы думаете, какие трудности испытывает он в общении с Вами?
  5. Как он взаимодействует/ контактирует с другими?
  6. Поддается    ли    он    влиянию    других,    легко    подчиняется    мнению окружающих?
  7. Появились ли в его жизни новые, подозрительные друзья, общение с которыми происходит в основном наедине?

 

  1. Понятен ли Вам их язык, или общение происходит непонятными,

«закодированными» фразами?

  1. Стремится ли Ваш сын (дочь) к уединению чаще, чем раньше?
  2. можете ли Вы сказать, что в нем появилась всевозрастающая скрытность

(перестает интересоваться внутрисемейными проблемами)?

  1. Изменился ли его интерес к учебе или прежним увлечениям?
  2. Что больше всего волнует, тревожит (напрягает) Вас в поведении Вашего сына (дочери)?
  3. Можете ли Вы назвать его взрослым? Что позволяет Вам так говорить?
  4. Как Вы помогаете или мешаете ему взрослеть? Приведите, пожалуйста, пример.
  5. Каким образом он реагирует на стрессовую ситуацию или перегрузки? Приведите примеры.
  6. Можете ли Вы сказать, что он стал более агрессивен? В каких ситуациях?
  7. Как часто меняется его настроение и поведение без особых причин в течение дня?
  8. Замечали   ли   Вы   изменения   его   состояния:   заторможенность    (до сонливого состояния) или излишнюю двигательную активность, говорливость?
  9. Возросла    ли   у    него   потребность   в    деньгах,   обоснованная   явно надуманными причинами?
  10. Пропадали ли в последнее время деньги или вещи из Вашего дома?
  11. Может быть, появились вещи (одежда, украшения), которые явно «не по карману» Вашему ребенку?
  12. Стремится ли он к получению новых ощущений, удовольствий?
  13. Что бы Вы хотели изменить в отношениях с сыном (дочерью)?
  14. Как Вы считаете, как этого можно добиться?
Категория: Психология | Просмотров: 56 | Добавил: Смирнов | Дата: 26.05.2020

Категория: Психология | Просмотров: 75 | Добавил: Смирнов | Дата: 10.05.2020

Новости по дате
«  Октябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031