Серийные ЯК-3 появились на фронтах Великой Отечественной войны в разгаре летних сражений 1913 года. Первые же боевые испытания машины показали: советская авиация пополнилась еще одним замечательным самолетом. Статистика побед, симпатии фронтовых летчиков и, наконец, реакция вражеских пилотов - все свидетельствовало об этом. «На высоте 4,5 и даже 5 тысяч метров мы бьем противника как хотим, — рассказывали французские летчики полка «Нормандия - Неман», - ЯК-3 дает нам полное превосходство над немцами. Самолет обладает высокой маневренностью и необходимой быстротой. На ЯК-3 вдвоем можно драться против четверых, а вчетвером - против шестнадцати...»
Что же определило столь очевидный успех нового истребителя?
У противника и в те времена была достаточно сильная авиация — следовательно, дело здесь не в легких победах над устаревшей техникой немцев. Они непрерывно модифицировали свой МЕ-109. Последовательные улучшения этой конструкции сохраняли боеспособность машины на протяжении почти 10 лет.
ЯК-3 так же, как и немецкий самолет, был очень легок. Он весил всего 2650 кг и считался самым легким истребителем второй мировой войны. Опыт доказал, что лишь такой истребитель способен работать в непосредственном контакте с войсками.
Предшественником ЯК-3 был ЯК-1 — истребитель, созданный накануне войны в конструкторском бюро А. Яковлева. Боевые события поставили новую задачу — создать еще более легкий, маневренный, скоростной самолет со значительной дальностью полета. Однако все эти улучшения должны были быть получены недорогой ценой — машина по-прежнему остается простой в производстве.
Уменьшение веса конструкции не всегда следствие коренных, фундаментальных ее изменений. Тщательный весовой анализ, и доводка каждого, даже самого незначительного элемента дали в конце концов выигрыш в десятки килограммов. Более серьезные переделки — в сотни. И если в одних случаях требовался более точный прочностной расчет, то в других — уже серьезные исследовательские работы.
У ЯК-1, как и у большинства наших истребителей, был деревянный каркас. Переход на металл облегчил и упрочил конструкцию, но заставил решать новую проблему, ибо сочетание нового материала с прежним — дело не из легких.
Массивные деревянные лонжероны крыла удалось заменить дюралюминиевыми, вес уменьшился, а внутренний полезны!! объем стал больше. В крыле разместили дополнительные топливные баки. Дальность полета резко возросла.
Как же удалось увеличить скорость? Конструкторы не прибегли к лобовому и казалось бы простому решению установке более мощного двигателя. Они решили снизить аэродинамическое сопротивление. Плавность обводов, тщательная отделка поверхностей позволили увеличить скорость повой машины на 70 км в час по сравнению с ЯК-1.
И в то же время переход к выпуску повой машины не составил особого труда: ЯК-3 был очень технологичен. «Конструкция неправдоподобно груба. Качество сварки соответствует уровню деревенского кузнеца. Однако внешняя отделка прекрасна — как у гоночных машин, - писал в 1956 году авторитетный авиационный журнал «Айрилейп», конструкторы полностью отказались от ненужного украшательства. Машина надежна. Она полностью отвечала требованиям к таким самолетам, в ней не было ничего лишнего». Неоценимым достоинством ЯК-3 была и простота его пилотирования.
Этим качеством конструкторы самолетов порой вынужденно поступались в пользу боевых свойств. И тогда истребители, при всей своей мощи, даже опытным асам не прощали некоторых ошибок, особенно при взлете и посадке. Не таков был новый ЯК. Хорошая маневренность, простота в управлении сочетались с очень мощным пушечным вооружением. Облегчение конструкции дало возможность поставить в развале V-образного мотора 37-миллиметровую пушку, стреляющую через втулку пропеллера. Пулеметы заменили двумя пушками калибра 20 мм. И конечно, в громадной мере успех ЯК-3 определен авиамотором ВК-105ПФ советского конструктора В. Климова.
По-разному приходят к славе самолеты. Для одних это десятилетия скромной и незаметной службы, в течение которых они способны тягаться с более современными «коллегами». Для других — выполнение уникальной задачи.
Третьи приобрели известность благодаря необычному внешнему виду. У истребителей особый путь. Каждый новый самолет доказывает право па жизнь в боевых и фронтовых условиях. И лишь для немногих эта проверка оборачивается триумфом. Именно таким самолетом и оказался легкий фронтовой истребитель ЯК-3.
ЯК-3
Размах крыла |
9,20 м
| ||
Площадь крыла |
14,83 м2
| ||
Длина |
8,49 м
| ||
Высота |
2,38 м
| ||
Взлетный вес |
2650 кг
| ||
Вооружение |
два пулемета - 12,7-мм
одна пушка - 20-мм
возможна подвеска бомб под центропланом
| ||
Бронирование |
броневой щиток позади пилота, бронированное сиденье
| ||
Двигатель |
ВК-105ПФ, 1260 л.с.
| ||
Винт |
трехлопастный, металлический, изменяемого шага
| ||
Максимальная скорость |
650 км/час
| ||
Крейсерская скорость |
560 км/час | ||
Посадочная скорость |
150 км/час | ||
Потолок |
10 700 м | ||
Максимальная дальность полета |
800 км
|