Первые серийные пикирующие бомбардировщики ТУ-2, созданные конструкторским коллективом А. Туполева, появились в небе суровой военной осенью 1942 года. Новому самолету предстояла серьезная проверка...
Двухмоторный ТУ-2 мог нести до 3 т бомб и отражать наскоки вражеских истребителей огнем двух пушек Швак — 20-мм системы Шпитального — и четырех пулеметов. Но пикирующему бомбардировщику мало умения постоять за себя, чтобы сбросить свой смертоносный груз, — он должен подходить к цели незамеченным.
Стремление быть недосягаемыми для зениток заставляло пикирующие бомбардировщики забираться на большую высоту. С нее и приходилось пикировать на цель. Но в долгом пике самолет разгоняется до очень больших скоростей. При переходе на большие углы атаки (на выходе из пикирования) создается подъемная сила, величина которой во много раз превышает вес самолета. Возникающие перегрузки опасны и для экипажа и для машины. Расчеты показали: запас высоты, необходимый для выхода из пикирования, должен составлять 1,5—2 км. Такая высота бомбометания не обеспечивает надежного поражения цели. Для того чтобы бить без промаха, нужно спускаться ниже. Единственная возможность приблизиться к цели — уменьшить скорости пикирования. И на ТУ-2 появляются «воздушные тормоза». Так называются отклоняющиеся щитки на передней части крыла.
При пикировании бомбардировщик подстерегает и другая неприятность. Набегающий поток заставляет винты вращаться все быстрее и быстрее. Увеличивается соответственно и число оборотов коленчатого вала двигателя. Динамические нагрузки на детали мотора резко возрастают. Это может кончиться катастрофой. Конструкторы ТУ-2 нашли выход — применили винты с изменяемым шагом.
ТУ-2 пришлось освоить несколько фронтовых «профессий». Вооруженный фотокамерами, он (получив наименование ТУ-2р) использовался для воздушной разведки. Внешняя подвеска торпед превращала его в торпедоносец ТУ-2Т, а установка носовой пушки калибра 37 или 45 мм позволяла ТУ-2Ш «утюжить» передний край противника. ТУ-2, оснащенный более мощными двигателями, сопровождая бомбардировщики, выступал в роли истребителя.
Постоянная работа конструкторского бюро сделала ТУ-2 родоначальником большого семейства машин, созданных на его основе. Вскоре после выпуска ТУ-2 была упрощена его конструкция. Облегчилось его изготовление. Родилась модификация ТУ-2С. В годы войны был создан дальний бомбардировщик ТУ-2Д. После победы строились такие самолеты, как ТУ-6, ТУ-8, ТУ-10 и учебно-тренировочный УТБ, созданный конструкторским бюро Сухого для обучения экипажей ТУ-2.
Снискавший себе боевую славу бомбардировщик отличился и на гражданской службе. Он стал «испытателем» двигателей, «летающей лабораторией». ТУ-2, выпала честь перекинуть «мостик» между уходящей в историю поршневой и реактивной авиацией. Первый реактивный бомбардировщик ТУ-12 был построен на базе этой испытанной в боях машины.
Ту-2
Экипаж |
4 человека
| ||
Размах крыла |
18,6 м
| ||
Площадь крыла |
48,8 м2
| ||
Длина самолета |
13,8 м
| ||
Взлетный вес норм. |
10 380 кг
| ||
Взлетный вес макс. |
11 600 кг | ||
Вес пустой машины |
8260 кг | ||
Вооружение |
2 пушки ШВАК — 20 мм,
5 пулеметов кал. 12,7 мм,
бомбы — 1000 кг,
реактивные снаряды на внешней подвеске
| ||
Двигатель |
2x1850 л. с., АШ-82 ФН
| ||
Винт |
трехлопастный, металлический,
| ||
Максимальная скорость |
547 км/час на высоте 5400 м | ||
Крейсерская скорость |
442 км/час на высоте 5800 м | ||
Скороподъемность |
5000 м за 9,5 мин | ||
Дальность полета (боевая нагрузка 1500 кг) |
2100 км | ||
Потолок |
9500 м
|